Исследование: способность автомобилей разных марок сохранять свою стоимость

Аналитическая группа партнерской сети ТЕХКОНТРОЛЬ провела исследование способности автомобилей различных марок сохранять свою стоимость с течением времени. Предлагаемый ниже материал является первым из серии аналитических исследований посвященных вопросу разумного подхода к выбору автомобиля и его продажи с точки зрения снижения стоимости владения.

Исследование охватило наиболее популярные у российских покупателей автомобили различных производителей:

Subaru Forester перейти к результатам

Mercedes-Benz S 550 перейти к результатам

Toyota Camry перейти к результатам

Hyundai Accent перейти к результатам

Chevrolet Lacetti перейти к результатам

Daewoo Nexia перейти к результатам

Daewoo Matiz перейти к результатам

Chevrolet Lanos перейти к результатам

Chevrolet-Niva перейти к результатам

Mitsubishi Lancer перейти к результатам

Renault Logan перейти к результатам

Ford Fusion перейти к результатам

ВАЗ 2107 перейти к результатам

Все чаще кроме цены автомобиля покупатель вспоминает о связанных с содержанием автомобиля расходах. Расходы эти были всегда, но то ли они выросли, то ли упали доходы населения - и потому в последнее время мы все чаще сталкиваемся с прагматичным подходом покупателей, рассматривающих при приобретении автомобиля не только его цену, но также и стоимость страховки, цены на сервис и запчасти, прожорливость по топливу.

Если рассматривать вопрос стоимости владения в комплексе, то следует выделить такие ее составляющие, как:

 

  • - потерю стоимости автомобиля;
  • - потребление топлива;
  • - стоимость хранения (стоянка/парковка);
  • - стоимость страхования;
  • - стоимость технического обслуживания;
  • - величину транспортного налога;
  • - проценты банку, в случае покупки в кредит.

 

Все это вместе взятое и составляет стоимость владения автомобилем, которую можно представить себе как разницу всех сумм расходов, включая расходы на приобретение автомобиля и цену продажи на вторичном рынке через год, два, три.

Автомобиль в массовом сознании по-прежнему остается скорее игрушкой, призванной приносить радость, чем средством передвижения. В этом случае выбор марки и модели определяется финансовыми возможностями, соображениями престижа, а вовсе не прагматичными соображениями о стоимости владения. Впрочем, далеко не все при выборе автомобиля бывают ослеплены глянцевым блеском кузова, роскошью салона и безумной мощью двигателя настолько, что абсолютно не учитывают факторы стоимости владения.

Конечно, удержаться в рамках чистого прагматизма и не поддаться магии потребительского восторга при покупке новенького авто чрезвычайно трудно. Однако, зная законы формирования стоимости владения, можно выбрать оптимальную в конкретных условиях линию поведения и придерживаться хотя бы основных правил, позволяющих сохранить деньги и сделать покупку автомобиля не только приятным, но и выгодным делом.

Правило прагматичного покупателя: «При покупке думай о продаже».

Кривая потери стоимости индивидуальна не только для автомобилей разных марок, но и внутри марки способность сохранять стоимость варьируется по моделям. Это весьма инерционный показатель, поскольку за базу расчета имеет смысл принимать как минимум три, а лучше пять и даже десять лет. И, соответственно, зафиксировать его изменения возможно только по прошествии достаточно продолжительного периода времени. Насколько важным является это правило, может проиллюстрировать следующий пример.

Наилучшим показателем по сохранению стоимости в последние десять лет обладали автомобили российского производства. Этот факт совершенно необъясним, если не учитывать экономический контекст, в котором подобное стало возможным. Несмотря на существенную разницу в качестве и потребительских свойствах, продукция отечественного автопрома до сих пор была недооценена, что позволяло производителям повышать цены в темпе, превышающем статистическую инфляцию. Дополнительным фактором выступили меры протекционистской политики – высокие таможенные пошлины на ввоз иномарок еще более расширяли ценовой запас для отечественного автопроизводителя по повышению цены на свою продукцию. В практическом плане это вылилось в парадокс роста цены на автомобиль, вместо потери в стоимости с течением времени. Пример: вчера купил за 100, сегодня производитель поднял цены и новый автомобиль стоит уже 120, ну и мой тоже - если не 120, то 115.

Эти гримасы отечественного рынка стоит учитывать при определении линии своего поведения, даже если они нарушают хрестоматийные правила экономики. В конце концов, в практическом плане нас интересует погода на нашей улице.

Методика исследования.

Сделать свое собственное исследование относительно конкретной марки автомобиля может каждый самостоятельно, действуя по следующей методике.

Заглядываем в каталог подержанных машин, например на auto.ru, и делаем выборку по автомобилям выбранной марки годовалого, двухгодовалого и далее возрастов, усредняем цену по выборке и заполняем таблицу:

способность Subaru Forester сохранять свою стоимость

В графическом представлении процесс потери автомобилем стоимости выглядит следующим образом:

Subaru Forester - график падения стоимости

Из графика видно, что за три года автомобиль Subaru Forester теряет в стоимости порядка 40 процентов.

В вопросе сохранения стоимости автомобили разных марок и моделей ведут себя по разному.

Так, например, ситуация с Mercedes-Benz S 550, практически повторяет картину с Subaru Forester, а вот Toyota Camry держит цену значительно лучше - потеря в цене за три года почти вдвое меньше, чем у Mercedes-Benz S 550.

Исследование охватило наиболее популярные у российских покупателей автомобили различных производителей. Наилучший результат показала продукция ВАЗ, впрочем, ВАЗ-овскую продукцию по многим параметрам следует рассматривать отдельно.

Существенным условием корректности полученных результатов при проведении исследования на основе рыночного предложения является соблюдение принципов формирования репрезентативной выборки. Фактически при отборе предложений для дальнейшего расчета следует брать адекватные предложения и не учитывать позиции с завышенной и заниженной ценой, ориентируясь на исправные автомобили какой-либо определенной комплектации.

Выводы.

Как видно из наших расчетов, в среднем к третьему году эксплуатации автомобиль сохраняет до 75% своей первоначальной стоимости. Расхождения невысокие, но даже список из 10 автомобилей показывает, что чем автомобиль дороже изначально, тем стремительнее он теряет стоимость. Хотя это, скорее, психологический момент, так как речь идет о первоначальных суммах, отличающихся в два раза.

Результаты нашего исследования выявили целую группу автомобилей, способных претендовать на статус «рекордсменов». Renault Logan, Hyundai Accent, Chevrolet Lacetti и Daewoo Matiz – теряют за три года эксплуатации всего 20% своей первоначальной стоимости. Однако, движение стоимости Chevrolet Lacetti все-таки более плавное, чем у ее «коллег» (6% - 9% - 20% в течении 3 лет соответственно). Стоит уточнить, что нами рассматривались автомобили преимущественно в базовой комплектации, поэтому для машин, выходящих за пределы такой комплектации – результаты могут отличаться. Но в целом, картина сохраняется для всех уровней стоимости.

Естественно, есть и «антигерой». Так, например, Daewoo Nexia, едва ли не самый доступный автомобиль в нашем списке, к третьему году эксплуатации сохраняет лишь 70% первичной стоимости, даже в первый год эксплуатации теряя уже 14%. Тогда как Mitsubishi Lancer и Ford Fusion в среднем держат планку в 75-77% первоначальной стоимости после трех лет. Поэтому тем автолюбителям, которые задумываются о смене транспортного средства, есть смысл внимательнее присмотреться к моделям, перечисленным выше.

Отдельно нужно сказать и об отечественном «автопроме». С одной стороны, динамика ВАЗ – 2107 дает наилучший показатель в группе. Но не будем забывать о политике протекционизма и повышении пошлин на ввоз «иномарок», о которых мы говорили в начале исследования. Все это привело к тому, что предложение рынка по отечественным автомобилям настолько велико, что цена 3-летнего автомобиля может неадекватно отражать его техническое состояние.

Автомобили, по которым проводились расчеты, взяты нами из списка самых продаваемых машин 2008-2009 года. Отчасти, именно из-за особенностей, связанных с потерей стоимости, эти машины и пользуются таким высоким спросом. Покупая новую машину у дилера, автомобилист знает, что после 2-3 лет эксплуатации он может без больших проблем ее продать, потеряв сравнительно небольшую сумму денег. И купить, в свою очередь, новую.

Результаты исследования предоставлены аналитической группой компании "ТЕХКОНТРОЛЬ".

При использовании материалов исследования ссылка на сайт обязательна.