Помещение для автосервиса

Требования к помещению для автосервиса

Открытие автосервиса – задача, которая требует решения достаточно большого количества вопросов организационного характера. К их числу относятся как сугубо материальные – помещение, оборудование, персонал, так и вопросы интеллектуального характера – выбор специализации, маркетинговая идея, юридическая и бухгалтерская поддержка.

Долгая и успешная жизнь автосервиса как бизнеса связана, во-первых, с удачным выбором стартовых позиций, и, во-вторых, с адекватной реакцией на «ямы» и «кочки» местных бизнес-дорог, по которым начинающему автосервису на первых порах приходится мчаться во весь дух, чтобы в пределах стартового бюджета успеть выскочить на уровень положительной рентабельности.

К вопросам интеллектуального характера относятся кроме вышеперечисленных также и наименование автосервиса, графический пакет, тексты девизов, формулировка миссии. Большинство автосервисов поднявшихся на ноги в девяностые годы не усложняли себе жизнь этими заморочками, а начинали работать с тем, что было. Сегодня ситуация несколько иная, изменился уровень требований клиентов – автовладельцев и успешный старт в конкурентной среде требует полного набора атрибутов, иначе получится безликий гараж.

Более подробно вопросы PR, маркетинга и других нематериальных составляющих успеха в бизнесе автосервиса мы рассмотрим позже. Сейчас хочется обсудить земные моменты, а именно, необходимые для открытия автосервиса материальные ресурсы, к которым в первую очередь относятся помещение и оборудование.

Местоположение помещения автосервиса

Сразу нужно сказать, что бизнес автосервиса не так критичен к выбору места, как, скажем розничная торговля, ориентированная на проходящий поток потенциальных покупателей. Автосервис имеет все шансы на успех, даже если его абсолютно не видно с дороги. Более того, даже пара километров разбитой грунтовки не является стоп-фактором для СТО.

Есть такое понятие в экономике - «голландская болезнь», она же «нефтяное проклятие», это когда страна, располагающая существенными природными ресурсами, не имеет шанса на гармоничное экономическое развитие всвязи с отсутствием стимула. В случае автосервиса «голландская болезнь» проявляется в том, что автосервис, севший на проезжем месте, качает денежки с потока, не развивая клиентскую базу, технологии и, вообще, застывая в своем развитии внешнем и внутреннем на том стартовом уровне, которым наградили его создатели. Это может продолжаться достаточно долго, и, с точки зрения получения прибыли, является вполне оправданным методом ведения бизнеса при подобном расположении.

Если получить теплое местечко на перекрестке главных магистралей города вам не светит – радуйтесть! В этом случае вам открыты все остальные пути развития и есть из чего выбирать. Можно сделать свой сервис по типу клубного или специализироваться на определенном виде работ, а можно замахнуться и на сервисный супермаркет, постепенно добавляя опции, посты, услуги и расширяя спектр марок обслуживаемых автомобилей.

Основные параметры помещения для автосервиса

В любом случае помещение потребуется, и, кроме его местоположения, существуют еще такие существенные параметры как площадь, конфигурация и возможность дальнейшего расширения на той же территории. Отдельным вопросом является стоимость аренды – если вы рассчитываете на аренду. Впрочем, даже если вы счастливый обладатель достаточного количества денежных знаков, позволяющего купить или построить свое собственное помещение для своей собственной СТО, разумно отделить мух от котлет и подумать о том, чтобы собственное помещение сдать в аренду собственному бизнесу. Такой подход позволяет контролировать уровень рентабельности бизнеса автосервиса в общей системе координат и дает возможность реально оценивать эффективность инвестиций.

Аренда помещения для автосервиса: особенности выбора по специализации СТО

Как общий подход будем рассматривать арендуемое помещение, и соответственно, требования к нему будут требованиями арендатора, а не владельца. Как уже было сказано, бизнес автосервиса не столь чувствителен к местоположению сервиса, как многие другие. Связано это в первую очередь с тем, что в отношениях сервиса и клиента возникает существенный элемент доверия, и постоянные клиенты проявляют лояльность, продолжая пользоваться услугами привычного им автосервиса, даже при переезде того на новое место. Конечно, любая клиентская лояльность имеет разумные границы и клиентская верность эластична до определенного предела. Однако на переезд сервиса в пределах района клиентской верности обычно хватает.

Если у Вас уже сложился постоянный клиентский состав, то при выборе нового места разумно ориентироваться на их территориальные предпочтения. Как правило, при выборе сервиса клиенты ориентируются либо на место работы, либо на место жительства, и если они сегодня с Вами, то и новое место для сервиса надо искать неподалеку, в пределах того же района. В этом случае удобство местоположения в какой-то степени важнее даже стоимости аренды.

Если постоянных клиентов у Вас пока нет, тем проще с поиском помещения – территориальные предпочтения в этом случае накладывают значительно меньше ограничений. Основным фактором, конечно, остается удобство для потенциального клиента. СТО на северном полюсе – это круто, но бессмысленно. СТО в непосредственной близости от района массовой жилой застройки, особенно если говорить о новом жилом районе – именно то, что надо.

Практически во всех городах есть такие автосервисные улицы, которые заставляют вспомнить об уроках истории средних веков и цеховых кварталах нарождавшихся в то время городов. Массовое скопление предприятий одного профиля, ориентированных на одну группу клиентов на первый взгляд сулит повышенную конкуренцию. На деле такие «улицы» решают проблему недостаточности бюджетов привлечения для каждого из участников. Это своеобразный компромисс – в обмен на преимущества цехового коллективизма автосервису приходится принимать определенную специализацию, дополняющую и усиливающую неформальное сообщество.

Сильный универсальный автосервис, конечно, не получит преимуществ от такого массового соседства коллег, но где они – эти идеальные предприятия. Даже в природе все экологические конструкции построены на симбиозе – за акулой следует рыба-прилипала, львы живут прайдами, люди кучкуются в народы и государства. Все это неслучайно - интуитивно формируется наиболее эффективная структура рынка, общества, территории. А для малых форм бизнеса нишевание является совершенно разумным методом сначала выживания, а потом и развития.

Таким образом, для автосервиса подходит практически любое месторасположение. Просто в каждом конкретном случае есть свои плюсы и минусы, и, соответственно, следует применять различные подходы, которые усиливали бы плюсы и нивелировали влияние отрицательных нюансов местоположения.

Размер помещения для автосервиса

Что касается размеров помещения, то обычно имеет смысл брать помещение «на вырост». Однако не более чем на пару размеров превышающее текущие потребности, чтобы не запутаться в свисающих рукавах и чтобы штаны не сваливались. Отличный вариант если по соседству имеется пустующее неэффективно используемое помещение или даже просто незанятая территория. Развивающемуся автосервису этот ресурс может потребоваться очень быстро, а менять местоположение часто нежелательно – как ни крути, а перемена мест связана с убытками, даже если они проявляются только в форме неполученной прибыли.

Другой способ удовлетворения растущих потребностей в площадях – открытие удаленных точек. Однако здесь вступает в действие закон своевременности – открывать новые точки можно только тогда, когда сервис уже перешел на корпоративную систему управления. Попытка решить проблему недостатка территории за счет открытия новых точек автосервисом, не озаботившимся проработкой вопросов управления, структуры, регулярного менеджмента, обычно приносит только разочарование. Зачастую можно услышать от опытных сервисменов: « Да пробовали мы открывать сервисы в других районах – одни только проблемы». Проблемы воровства, проблемы бесхозяйственности, проблемы низкой эффективности. В качестве оправдания провалов такого рода можно услышать и сетования на неудачный выбор места, времени, на «странных» клиентов с их «странными» машинами. В большинстве случаев причина кроется внутри головы владельца автосервиса и в уровне развития автосервиса как бизнеса.

Планировка помещения автосервиса

Помимо размеров важное значение также имеет конфигурация помещения. От планировки помещения зависит эффективность его использования. Нельзя забывать, что арендодатель сдает в аренду квадратные метры, а для автосервиса значение имеет количество рабочих постов, которые можно разместить на этих метрах. Площади коридоров и мест, оставляемых для разъезда внутри помещения, снижают такой показатель как количество постов на квадратный метр. Чем более высокое значение этого соотношения позволяет обеспечить предлагаемое в аренду помещение, тем более оно подходит для организации в нем СТО.

Идеальным помещением для автосервиса небольшого размера на 3-5 постов является помещение с линейной конфигурацией глубиной 7-8 метров и соответствующим количеством ворот. Оптимальным помещением для автосервисов с большим количеством постов является прямоугольное помещение с единым центральным проездом и рабочими постами, расположенными по обе стороны от него. В этом случае срабатывает эффект масштаба производства, что проявляется в возникновении естественных преимуществ крупных предприятий – возможность организации технической мойки, прямой приемки, выделенного помещения для клиентов и офиса, лучших условий для контроля за ремзоной и сотрудниками со стороны руководства автосервиса.

К сожалению, большинство помещений предлагаемых в аренду для автосервиса изначально были предназначены для совершенно других целей, и владельцу автосервиса требуется большая изобретательность для оптимизации использования помещения. На рынке, конечно, имеется некоторое количество специализированных помещений для автосервиса, но большинство из них построены для собственных нужд и не поступают на рынок аренды. Те предложения специализированных помещений, которые все же изредка появляются на свободном рынке, являются эксклюзивными, редкими, дорогими и, несмотря на высокие арендные ставки, быстро находят своего арендатора.

Альтернатива аренде помещения для автосервиса - строительство СТО

Скорее всего, при поиске помещения для автосервиса Вам придется делать выбор по принципу «меньшего зла» и затем согласовывать специализацию и дальнейшие планы по развитию с параметрами и характеристиками найденного помещения. Избежать этих ограничений можно. Постройка нового здания СТО даст возможность заложить в проект современные требования и предпочтения того бизнеса, для которого помещение готовится.

На практике подобные проекты реализуются, как правило, следующим образом. Требуется инвестор, который готов вложить необходимое количество средств в строительство СТО. Конечно, в дальнейшем он остается владельцем помещения, имеющим право на часть дохода СТО, ведущего в этом помещении бизнес. Реализация этого права может быть оформлена через участие в бизнесе автосервиса или через отношения аренды. Какая из форм выгоднее автосервису однозначно сказать невозможно – важную роль играет человеческий фактор. Инвестору, с точки зрения экономических преимуществ, выгоднее остаться собственником помещения и арендодателем. В жизни кроме соображений прямой выгоды присутствуют и другие факторы, поэтому форма взаимоотношений автосервиса и инвестора остается вопросом переговоров и согласования интересов конкретных людей.

Инвестиции в помещение для автосервиса за счет лизингового финансирования

К инвестициям в автосервис можно также привлечь таких институциональных инвесторов как лизинговые компании. Если Вам удастся убедить лизинговую компанию в надежности вашего бизнеса и выгодности приобретения для его развития нового помещения, то до 80% стоимости помещения может быть оплачено за счет лизингового финансирования. Автосервис в этом случае вместо арендной платы уплачивает лизинговые платежи, идущие частично на уплату стоимости привлеченных средств, частично на выкуп помещения в собственность автосервиса.

Платить лизинговые платежи выгоднее, чем просто арендовать – в конце концов, помещение будет выкуплено и перейдет в Вашу собственность. Однако порог входа в эту схему составляет порядка 20% стоимости приобретаемого имущества. Кроме того, по условиям лизинга, объект должен существовать, т.е. про стройку забыли. Автосервисы, как правило, хорошо знакомы с лизингом оборудования и совершенно не представляют особенности лизинга недвижимости. Следует помнить, что особенности существуют – как налоговые, так и юридические. Поэтому, прежде чем втягиваться в лизинговую сделку с недвижимостью, стоит внимательно изучить юридическую базу подобных сделок. Технически лизинг является той же арендой, только с выкупом – по прошествие некоторого времени, или, точнее сказать, по выплате определенной суммы, объект аренды переходит в собственность арендатора.

Размер помещения автосервиса как фактор, ограничивающий развитие. Методы преодоления.

Особенности помещения с точки зрения возможности дальнейшего развития на той же территории - важная составляющая при анализе плюсов и минусов предлагаемого в аренду помещения для автосервиса. Избыточное помещение может стать стимулом к развитию автосервиса, а может лечь непосильным грузом в список расходов. Даже при самом удачном варианте, с течением времени помещение становится ограничивающим развитие фактором. Требуется организовать еще пару постов или выделить отдельное помещение для участка ремонта коробок передач, а ресурс квадратных метров уже выработан, свободного места нет.

В качестве рабочего варианта на этот случай можно рекомендовать размножаться расстановкой малых сервисов «шаговой доступности» и развитие основной территории в качестве производственной базы. Дополнительное количество рабочих постов будет обеспечено малыми сервисами филиальной сети, а на основной базе внимание будет сосредоточено на освоении специализированных направлений ремонта – коробки передач, двигатели, кузовной и малярный участки.

При таком подходе используется принцип, успешно реализованный банками. Центральный офис с хранилищем, кассами, бухгалтерией, всей необходимой инфраструктурой и дополнительные офисы, в которых осуществляются контакты с клиентами, оформляются договора, принимаются заявки и тому подобное. Количество дополнительных офисов, которые можно рассматривать и в качестве точек продаж, может быть сколь угодно большим, располагаться они могут в самых различных местах во всех районах города и даже в других городах.

Для автосервиса такой подход открывает неограниченные возможности экспансии. Особую привлекательность создает фактическая структура работ, которые производит автосервис. До 80% всех заказов требуют абсолютный минимум оборудования и квалификации. При этом держать приходится полный набор дорогостоящего оборудования и персонала, зачастую остающийся недозагруженным. Простые работы, составляющие основную массу заказов и требующие только наличие подъемника и основного набора инструментов, выполняются в «дополнительных офисах» - малых автосервисах филиальной сети. Эти «точки продаж» - автосервисы шаговой доступности одновременно служат концентраторами «сложных» заказов, требующих участия специалистов с «базы» или применения специализированного оборудования, установленного на «базе».

Модули СТО - специализированные помещения для автосервиса

Для реализации сетевой стратегии развития подходят Модули СТО, в стандартной конфигурации имеющие три рабочих поста – слесарный, пост развал-схождения и диагностический пост. Технически модули представляют собой сборно-разборные здания, спроектированные специально для организации малых автосервисов. Цена стандартного модуля составляет 2,5 млн.рублей, что при приобретении в лизинг потребует наличия только 500 тысяч рублей собственных средств, остальное может быть профинансировано за счет средств лизинговой компании.

Модуль СТО может быть установлен на любом участке земли, даже полученном на короткий срок без гарантий продления сроков аренды. В случае потребности переехать на новое место, Модуль разбирается и собирается на новом месте. Модули СТО стыкуются между собой, образуя цепочки и позволяя наращивать площади по мере необходимости. Экономика автосервиса дает возможность рассчитывать на полный выкуп приобретенного в лизинг Модуля за три года.

Модули СТО являются хорошей альтернативой аренде помещения для автосервиса. Найти участок земли площадью в 120 кв.м. существенно легче, чем подходящее для целей автосервиса готовое помещение. Единственный жизненно необходимый ресурс – электроэнергия. Для размещения Модуля СТО подойдет любой участок земли достаточной площади, имеющий подвод электроэнергии, на который может быть заключен договор аренды хотя бы на 12 месяцев.

Заключение

Итак, при выборе помещения для автосервиса следует обращать внимание на следующие вопросы:

  • Местоположение в пределах зоны клиентской верности;
  • Соответствие соседей специализации автосервиса или готовность выбора специализации в соответствии с окружением;
  • Соответствие конфигурации помещения требованиям эффективности (отношение площади к возможному количеству постов);
  • Запас по площадям помещения и прилегающей территории для развития автосервиса;

 

Конечно, этот список не является исчерпывающим, кроме вышеперечисленных, существует еще немаловажный фактор цены и другие, в той или иной мере способные повлиять на успех автосервиса на новом месте. Для успешного развития недостаточно соблюсти все правила и поставить свечку, требуется ежедневно решать массу вопросов и ежесекундно делать свой выбор. Выбор помещения автосервиса является одним из первых ключевых моментов, обуславливающих весь последующий славный путь и задающий формат, рамки и в какой-то мере определяющий перспективы развития автосервиса как бизнеса.

Этот материал является частью тематической подборки по вопросам развития автосервиса как бизнеса. Другие материалы по этой же теме:

СЕТИ АВТОСЕРВИСОВ В РОССИИ. Д.ЗАХАРОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА ТЕХКОНТРОЛЬ

НЕЗАВИСИМЫЕ СЕТИ АВТОСЕРВИСОВ. ВОЛГИН В.В., ЭКОНОМИСТ-МЕЖДУНАРОДНИК

ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА ДЛЯ АВТОСЕРВИСА. Д.ЗАХАРОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА ТЕХКОНТРОЛЬ

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ РЫНКА УСЛУГ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ