Липучки - за и против использования зимой шин без шипов

В категорию "ЗИМНИЕ ШИНЫ Б/У" включены два типа зимней автомобильной резины - привычные и понятные всем шипованные шины, имеющие специфический зимний рисунок протектора, и, так называемые "липучки" - зимние шины без шипов, имеющие исключительно мягкую резину наружнего слоя протектора и дополнительно нарезанные в рисунке протектора ламели разной ширины, направления и глубины.

Эффект прилипания зимних шин без шипов достигается за счет сочетания мягкости резины и наличия множественных, как мелких, так и крупных ламелей. Колесо при качении деформируется, его форма под нагрузкой отклоняется от изначальной идеальной окружности и те ламели, которые оказываются на входе в соприкосновение с дорожным покрытием, раскрываются шире, чем мы можем наблюдать без нагрузки. В момент когда раскрывшаяся ламель "уходит" вниз, она опять закрывается, зажимая в своей пасти все, что смогла ухватить.

Кроме "цепляния" за мелкие неровности, ламели обеспечивают еще один эффект - они присасываются к дороге там, где неровности и шероховатости отсутствуют.

За счет множественности мелких ламелей, ориентированных под разными углами к линии движения автомобиля, колесо словно присасывается к поверхности дороги, ежесекундно закусывая и отпуская мелкие неровности дороги. Эффект присоски теоретически позволяет автомобилю, оснащенному колесами такой конструкции протектора, перемещаться даже по идеально гладкой поверхности без намека на шероховатости.

К сожалению это не работает для мокрой ледяной дороги - когда на дороге лед, но он начинает таять, например под солнечными лучами или общего повышения температуры воздуха. Если не этот досадный момент шины без шипов - липучки, можно было бы считать идеальными для условий зимы.

Применение липучек летом нерационально по двум причинам. В основе обоих лежит одна и та же особенность колес-липучек - они мягкие. При повышении температуры такое колесо становится еще более мягким и, соответственно, подверженным повышенному истиранию, а кроме того, его скоростные характеристики - которые проявляются в способности автомобиля совершать маневры на скорости, резко падают.

Последняя из приведенных выше особенностей зимних шин липучек стала причиной того, что европейские страны собираются полностью запретить использование шин-липучек летом.

Если говорить об использовании зимних шин без шипов в России, то в силу ярко выраженного континентального климата на большей части территории страны шины-липучки, в целом, не получили широкого применения. Однако это вовсе не означает, что в отдельных регионах, таких как Санкт-Петербург и южные районы страны, автомобилисты должны вести себя также как на Урале или в Сибири, где зимой температура опускается до -30 градусов и ниже.

Для большинства автомобилистов Санкт-Петербурга условия зимней эксплуатации автомобиля вполне соответствуют применению липучек - температура зимой редко и только на короткие периоды опускается ниже -10 градусов, а обычное состояние городских трасс отличается от летних дорог в основном температурой покрытия, да иногда во время снегопадов снежной кашей на улицах.